УТВЕРЖДАЮ

                                                                Директор МБОУСОШ № 27:

_________________________

                                               А.П. Сухин

 

 

 

Программа  духовно–нравственного

 

развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего

 

 образования

  

 

 

 

пос. Мезмай

 

2011

 

Программа  духовно–нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

2. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания учащихся

 

3. Основные направления духовно-нравственного развития учащихся

 

4. Содержание духовно-нравственного развития учащихся начальной школы

 

5. Совместная  деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию

 

6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся

 

7.  Критерии эффективности функционирования программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

       Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования  являются Закон «Об образовании», федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников, программа воспитания и социализации обучающихся.

    Данная Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом образовательное учреждение создает условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая  духовно-нравственное развитие обучающихся.

    Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей школы, проанализировали психологическую готовность учащихся к работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение, учитывали запросы семей, взаимодействие с учреждениями  дополнительного образования, основные направления работы школы: духовно-нравственное и здоровьесберегающее.

      Для организации и полноценного функционирования такого воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая учреждение дополнительного образования,

Школа создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к  ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности  гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

    Мы представляем школу как открытую социо-культурную систему, имеющую основной задачей – воспитание детей, способных активно и творчески действовать в обществе, обеспечивать его функционирование и развитие, людей, готовых к получению профессионального образования. Поэтому, используя все свои возможности, создаётся специфическая образовательная воспитывающая  среда, в зависимости от интересов, склонностей и возможностей наших учащихся.

    Главной целью деятельности школы является формирование социально- мобильной личности выпускника на основе ее интеллектуального, духовно-нравственного, психологического развития при условии сохранения и укрепления здоровья, основ здорового образа жизни. Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанная на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа  реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном  сотрудничестве с семьями учащихся.

 

 

 

 

 

 

Портрет учащегося Школы

 

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

•   умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий  пользоваться информационными источниками;

•  владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и    международных уровней;

• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

•   любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

•   владеющий основами умения учиться, способный к организации   собственной   

    деятельности;

•   любящий свой край и свою Родину;

•   уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

•   доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

•   выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

 

Главная задача школы:

   Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает  чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Срок реализации программы:

2011-2015гг.

Подготовительный:

•  Создание системы мероприятий по реализации задач программы по всем направлениям.

•  Знакомство педагогов с различными педагогическими и методическими приемами и методами, направленными на создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

•  Создание системы работы школы по повышению педагогической культуры родителей.

Практический:

•  Реализация воспитательных мероприятий по всем направлениям образовательного процесса.

•  Обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование как педагогов, так и   родителей.

•  Повышение педагогической культуры родителей через родительские собрания, родительские конференции, семейные гостиные, лектории.

•  Создание методических разработок и управленческих программ для организации работы с учащимися начальной школы по всем направлениям программы.

•  Отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию у учащихся таких ценностей как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, творчество, духовный мир человека, эстетическое развитие.

•  Ориентирование учащихся на достижения мировой науки, культуры, религиозные идеалы как основы образования.

•  Разработка и внедрение новых педагогических технологий, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности.

•  Проведение внеурочных мероприятий по всем направлениям программы, способствующих формированию у учащихся общенациональных ценностей как жизненного идеала.

Заключительный:

•  Мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.

•  Составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

•  Подведение итогов и определение задач на будущую работу.

Участники реализации программы:

•  Учащиеся

•  Родители

•  Классные руководители

•  Администрация школы

 

Нормативно-правовые документы.

•  Закон РФ «Об образовании»1992г. №3266-1

•  Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)

•  Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г

•  Федеральный Государственный Стандарт второго поколения. Концепция под  ред. А.М.Кондакова, А.А. Кузнецова

•  Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854

•  Декларация прав и свобод человека

•  Конвенция о правах ребёнка

•  Устав школы

 

1.      ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

     Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны,  укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

     Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Цель программы – создание условий для развития личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

Задачи духовно-нравственного воспитания: 

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам  и обязанностям человека:

• элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших  законах;

• представления о символах государства — Флаге, Гербе России.

• элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

• уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

• ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

• начальные представления о народах России, об их общей исторической  судьбе, о единстве народов нашей страны;

• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, области и города

• любовь к образовательному учреждению, городу, народу, России;

• уважение к защитникам Родины;

• умение отвечать за свои поступки;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания: первоначальные представления о базовых национальных российских  ценностях;

• различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице,

в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

• элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в  развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное

отношение к сверстникам и младшим;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• бережное, гуманное отношение ко всему живому;

• знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

• элементарные представления об основных профессиях;

• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

• элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

• первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

• первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных

игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

     • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

     • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

     • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

     • бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

    • представления о душевной и физической красоте человека;

    • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть

красоту природы, труда и творчества;

    • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

    • интерес к занятиям художественным творчеством;

    • стремление к опрятному внешнему виду;

    • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

    Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

    • в содержании и построении уроков;

   • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

   • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

   • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

   • в личном примере ученикам.

   Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций,  учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

    Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

      Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеал - хранящийся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

     Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Пример педагог –

нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

     Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Содержание обучения, общения, деятельность становится содержанием воспитания, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

     Принцип полисубъектности воспитания. Социально-педагогическое партнерство – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

    Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации; интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция  духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности

обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

        Принцип диалогического общения. Социальная востребованность воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

   Для решения воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

  •общеобразовательных дисциплин;

  •произведений искусства;

  •периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

  •духовной культуры и фольклора народов России;

  •истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

  •жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

  •общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  •других источников информации и научного знания.

 

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

    Задачи воспитания классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития младших школьников.

    В условиях современной начальной школы процесс духовно - нравственного развития и воспитания личности младшего школьника ориентирован на:

- формирование жизненной позиции, соответствующей демократическим

преобразованиям общества;

- воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;

- организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности;

   На основе воспитательного идеала выпускника начальной школы определены традиционные источники нравственности:

   •патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству, сохранение традиций своего народа);

   •гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, закон и правопорядок);

   •социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

   •семья (любовь к близким, почитание родителей, забота о старших и младших);

   •традиционные российские религии и традиции народной культуры (свобода совести и вероисповедания, религиозные идеалы, межэтнический мир)

   •искусство и литература (гармония, духовный мир человека, нравственный выбор);

    Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на то, чтобы обеспечить развитие у учащихся способностей ориентироваться, быть социально - адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем.

    Поэтому основная цель духовно-нравственного развития на современном этапе - развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И

ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Направления работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию младших школьников.

1. МОЯ РОДИНА

   Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам и обязанностям человека.

   Ценности: любовь к России, к своему народу, к своему краю; уважение традиций своего народа; любовь к близким; долг перед старшим поколением, семьей; свобода и ответственность; доверие к людям.

   Задачи:

       •Формирование у учащихся уважительного отношения к своему дому, своей семье, к представителям старшего поколения.

       •Воспитание любви к своему городу, родному краю, Родине, к своему народу.

       •Дать представление о символах государства и субъекта Российской Федерации – Флаг, Герб, Гимн.

       •Воспитывать уважение к защитникам Родины, национальным героям.

       •Сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.

Формы и виды деятельности

    1 уровень: беседы «Россия-Родина моя» и «Символы Российского государства».

 2 уровень: заочная игра-путешествие «С чего начинается Родина», «Права и обязанности человека», выставка рисунков, презентация «Основной закон государства».

 3 уровень: участие в праздниках «День народного единства», акциях «Подари подарок ветерану»,   «Земля - мой дом», уроки мужества, встречи с интересными людьми, «Кубань - моя Родина», «День матери», «День матери-казачки»

2.ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

       Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье.

      Ценности: правила вежливого поведения в обществе, культура общения с людьми, отзывчивость, дружба, честность, справедливость, отношения в семье;

Задачи:

      •Познакомить с правилами поведения и культурой общения в общественных местах.

      •Учить взаимоотношениям в коллективе.

      •Формирование у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

      •Воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

Формы и виды деятельности

  1 уровень: беседа «Правила этикета», «Моя семья»; игра-путешествие «Страна волшебных слов», чтение и обсуждение произведений  В.Осеевой, Л.Пантелеева.

  2 уровень: занятия – практикумы «Я - зритель», «Я - пассажир», «Идем в гости»; часы общения «Что такое хорошо!», «Ежели вы вежливы».

   3 уровень: «Акция добрых дел», праздник вежливости».

 

3.КУЛЬТУРНОЕ  НАСЛЕДИЕ

Воспитание духовно-нравственной культуры у младших школьников на традициях народной педагогики.

Ценности: традиции семьи, родная школа и ее традиции, история села, области, национальные герои и важнейшие события истории страны;

Задачи:

      •Познакомить с истоками культурного наследия и национальными традициями.

      •Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций.

      •Воспитывать чувство национальной гордости.

Формы и виды деятельности

     1 уровень: беседа «Традиции семьи», чтение сказок и былин, конкурс загадок.

     2 уровень: игра – путешествие «О чем рассказывают сказки», конкурс пословиц и поговорок.

     3 уровень: деревенские посиделки, народный праздник «Масленица».

 

4. МИР  ДУШИ

Формирование осознанного духовно-нравственного отношения к жизни через самопознание.

Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, любовь, культура миропонимания, жизненные ценности.

Задачи:

     •Формирование способности к духовному развитию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции  «становиться лучше».

     •Способствовать укреплению нравственности, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести.

     •Обогащать нравственный опыт личности опытом других людей.

     •Укрепление у младшего школьника нравственной позитивной самооценки и самоуважения.

Формы и виды деятельности

    1 уровень: беседа «Я и мое имя», «Моя родословная», чтение и обсуждение книг.

    2уровень: игра-практикум «Подари другому радость»; час общения «От улыбки солнечной одной»,;

    3 уровень: тренинг «Учись управлять своими эмоциями», диспут «Настоящий друг», «Что значит быть счастливым», классный час сердечной доброты.

Для решения воспитательных задач, обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

           •общеобразовательных дисциплин;

           •произведений искусства;

            •периодической литературы, публикаций, телепередач, отражающих современную жизнь;

           •духовной культуры и фольклора народов России;

           •истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

           •жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и  прародителей;

    Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих  инструментов.

УМК «Начальная школа XXI века»

     В содержание системы учебников «Начальная школа XXI века» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «XXI век»

реализуется различными средствами.

     Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «XXI век»  в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

        Дети, обучающиеся по системе учебников «Начальная школа XXI века»  знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.

    Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

      В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Начальная школа XXI века» носит развивающий характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

       В этой связи, важное место в системе занимает курс «Основы религиозных культур

и светской этики». Курс органично интегрирован для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Календарь традиционных школьных дел и праздников

 

Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

 

1 сентября – День знаний; Праздник Букваря; День здоровья

Октябрь

 

Праздник осени (праздник урожая).

Ноябрь

 

День народного единства;, День матери, День матери-казачки

 

Декабрь

 

Новогодний праздник.

 

Январь

 

Рождество, конкурс чтецов «Зимушка – зима. Рождество»

Февраль

 

День защитника России.

 

Март

 

Праздник мам; неделя добра; Праздник книги; Встречаем весну.

 

Апрель

 

Пасха, День Земли; Звездный час

 

Май

 

До свидания, школа; Здравствуй лето!

 

 

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего в МБОУСОШ № 27 является по своей сути интегрированной и реализуется через учебные предметы и внеурочную деятельность.

Виды и формы воспитывающей деятельности:

    Кружок «Основы православной культуры»

     классные собрания    

    классные часы:

1. Беседа;

2. Ролевые игры;

3. Уроки творчества.

   Всё многообразие добрых дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности.

1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, работе кружков и т.д.

3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей

(добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего посёлка и т.п.).

     Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы, именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

 

4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ

    Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.

      Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями.

Основными задачами в работе с родителями являются:

      • развитие у родителей эмпатии и способности оказывать поддержку;

      • усиление взаимного интереса и принятия;

      • развитие конструктивных способов взаимодействия;

      • поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;

      • увеличение взаимной открытости;

      • улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого повышение

педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и школы:

    - родительские собрания и конференции;

    - индивидуальные консультации;

    - родительские семинары;

     В деятельности школы  по повышению педагогической культуры родителей принимают участие врачи, психологи, социологи, представители общественности.

     В формировании нравственного уклада школьной жизни свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования и культуры

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся.

 

5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

      Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

   Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

   Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

    Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

       К ожидаемым результатам относятся:

1. . МОЯ РОДИНА

   Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  •ценностное отношение к России, к своей малой родине, государственной символике, русскому языку, к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

  •элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  •начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье.

  •начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями разных социальных групп;

  •нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  •уважительное отношение к традиционным российским религиям;

  •первоначальное умение видеть красоту в поведении, поступках людей;

3. КУЛЬТУРНОЕ  НАСЛЕДИЕ

Воспитание духовно-нравственной культуры у младших школьников на традициях народной педагогики.

  •ценностное отношение к народной культуре;

  •элементарные знания о традициях своей семьи, школы и бережное отношение к ним;

  •первоначальный опыт постижения народного творчества, традиций своего края

 4. МИР  ДУШИ

Формирование осознанного духовно-нравственного отношения к жизни через самопознание

  •понимание ценности человеческой жизни;

  •неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  •способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  •почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим.

 

 

 

 

6. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ПРОГРАММЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Важнейшим показателем эффективности функционирования программы духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.

     Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

Формальные критерии:

- проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;

- создание условий для самореализации личности во внеурочное время.

Неформальные критерии:

- ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

- оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в школе;

- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно-психологический климат школы;

- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

     В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе.

       Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, ситуация выбора.   Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру
Hosted by uCoz