УТВЕРЖДАЮ

                                                               

Директор МБОУСОШ № 27:

_________________________

                                               А.П. Сухин

 

  

 

 

 

Программа  внеурочной

 

 деятельности

 

для учащихся начальной школы

 

 

 

 

 

 

Содержание 

1.     Нормативно-правовая и документальная основа.

2.     Пояснительная записка.

3.     Цели и задачи.

4.     Принципы программы.

5.     Направления реализации программы.

    5.1. Формы внеурочной деятельности по направлениям.

    6.   Условия реализации программы.

          6.1. Кадровое обеспечение.

     6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное  время.

          6.3. Материально-техническое обеспечение.

7.     Предполагаемые результаты.

8.      Внеурочная   деятельность согласно ФГОС, 1 класс на 2011-2012 учебный год.       

       8.1. Содержание воспитательной деятельности.

            8.2. Виды внеурочной деятельности.

            8.3. Методы и средства внеурочной деятельности.

9.     Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.

10.   Ожидаемые результаты реализации программы.

 

1.    Нормативно-правовая и документальная основа:

·       Закон Российской Федерации « Об образовании».

·       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

·       Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.

·       Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

  

2.    Пояснительная записка

 

           Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

 Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

 Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

          Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

          Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

         Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и  востребованность.

          Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

          Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся.

Для реализации внеурочной деятельности программы курсов предполагают как проведение ежедневных внеурочных занятий со школьниками (6 часов), так и организуются занятия крупными блоками (походы, экспедиции, экскурсии).

Каждый учащийся посещает не менее пяти разных направлений, обязательным является спортивно-оздоровительное направление.

Продолжительность одного занятия внеурочной деятельности в 1 классе в первом полугодии – 35 минут. Со второго полугодия в первом классе и в последующих годах обучения продолжительность занятий – 40 минут.

Проведение занятий и учет посещения их учащимися фиксируются в отдельном журнале.

          В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

         Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

3.    Цель внеурочной деятельности:

          Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

 

Задачи  внеурочной деятельности: 

1.     Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно

            Со школой искусств кубанских  народных ремесел, семьями учащихся.

2.     Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

3.     Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4.     Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

5.     Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности

            и настойчивости в достижении результата.

6.     Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни. 

  1. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных

            программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

8.     Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

 

4.    Принципы программы:

·       Включение учащихся в активную деятельность.

·       Доступность и наглядность.

·       Связь теории с практикой.

·       Учёт возрастных особенностей.

·       Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

·       Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к  сложному).

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

ü     Традиции школы.

ü     Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

ü     Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.

ü     Месторасположение школы по отношению к лесу, реке, г. Апшеронску.

5.    Направления реализации программы

·       Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

·       Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

·       Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от          учёбы время.

·       Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.

·       Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

·       Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

        Программа организации внеурочной  деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из  подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.

Классы

Направления

 

I

 

II

 

III

 

IV

Спортивно-оздоровительное

1

1

1

1

Общекультурное

1

1

1

1

Духовно-нравственное

1

1

1

1

Социальное

1

1

1

1

Общеинтеллектуальное

1

1

1

1

Итого

6

6

6

6

 

5. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

       Работа спортивной секции «Танцевальная акробатика».

       Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

       Проведение бесед по охране здоровья.

       Применение на уроках  игровых моментов, физминуток.

       Участие в школьных и районных спортивных соревнованиях.

       Ведение классных часов  «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».

*   Организация и проведение уроков здоровья.

*  Проведение ежедневных динамических пауз

2. Общекультурное:

       Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

       Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

       Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края.

*    Организация и работа кружков «Юный натуралист» и «Юный пешеход»

 3. Общеинтеллектуальное:

       Предметные недели;

       Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры, викторины  и др.

* Организация и проведение занятий кружка «Художественная мастерская».

4. Духовно-нравственное:

·        Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

·        Выставки рисунков.

·        Оформление газет о боевой и трудовой славе односельчан;

·        Тематические классные часы;

·        Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.

·        Конкурсы рисунков.

·        Проведение субботников;

·        Работа на пришкольном участке.

·        Разведение комнатных цветов

·         Организация и работа кружка «Театральный»

5. Проектная деятельность:

       Разработка проектов к урокам.

 

 

6.    Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

·       материально-техническое обеспечение.

     6.1. Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

Совершенствование уровня кадрового обеспечения:

 

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса

Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

Проведение семинаров по реализуемым программам.

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций.

Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий

Организация и проведение общешкольных  мероприятий.

Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.

 

     6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

Создать банк методических разработок дел школы,    мероприятий, событий

Систематизация авторских разработок педагогов.

Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.

Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.

Курсы повышения квалификации по вопросам  воспитательной и внеурочной  деятельности педагога.

 

Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.

Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.

Систематизация методической литературы.

Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.

 

          6.3. Материально-техническое обеспечение:

·       выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

·       материалы для оформления и творчества детей,

·       наличие канцелярских принадлежностей,

·       аудиоматериалы и видеотехника,

·       компьютеры,

·       телевизор,

·       проектор,

·       экран и д

    7.   Предполагаемые результаты:

·       внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

·       улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;

·       укрепление здоровья воспитанников;

·       развитие творческой активности каждого ребёнка;

·       укрепление связи между семьёй и школой.

Учитель и родители как участники педагогического процесса:

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

·       усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;

·       гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

·       развитие у  школьников опыта формального и неформального общения со  взрослыми.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

·      непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;

·       развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной,  исследовательской  деятельности в школе и в домашних условиях и др.;

·       оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

 

8.    Внеурочная   деятельность согласно ФГОС 1 класса на 2011-2012 учебный год

 

Направления

Наименования занятий

Учитель

 

Общекультурное

Кружок «Юный натуралист»

Кураева О.Б.

Кружок «Юный пешеход»

Кураева О.Б.

 

Спортивно-оздоровительное

Секция «Танцевальная акробатика»

Кураева О.Б.

Духовно-

нравственное

Кружок «Театральный»

Кураева О.Б.

Социальное

Кружок «Умелые ручки»

Кураева О.Б.

Общеинтеллек-

туальное

 

«Художественная мастерская»

Кураева О.Б.

 

           8.1. Содержание воспитательной деятельности.

    Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

1)     социальной активности;

2)     представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

3)     приобщение к системе культурных ценностей;

4)     трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

5)     экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

6)     эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

7)     организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

8)     навыков здорового образа жизни.

 

 

 

8.2. Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

1)     игровая деятельность;

2)     познавательная деятельность;

3)     проблемно-ценностное общение;

4)     досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5)     художественное творчество;

6)     трудовая (производственная) деятельность;

7)     спортивно-оздоровительная деятельность;

8.3. Методы и средства внеурочной деятельности  - это методы и средства воспитания, выбор которых опреде­ляется содержанием, формой внеурочной деятельности:

1)     беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,

2)     упражнение,

3)     поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),

4)     методы игры в различных вариантах,

5)     составление плана  и т.д.

·       Оснащение спортивного зала инвентарем.

 

 

 

10.  Ожидаемые результаты:

 

Hosted by uCoz