УТВЕРЖДАЮ

                                                                Директор МБОУСОШ № 27

_________________________

                                               А.П.Сухин

 

 

Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

 

 

 

 

Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

Пояснительная записка

Программа по формированию культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

з  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего      

           образования; - постановление Главного государственного санитарного врача  

           Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 лОб утверждении  

           СанПиН 2.4.2.2821-10 лСанитарно-эпидемиологические требования к условиям   

            и организации обучения в общеобразовательных учреждениях╗;

Программа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

         неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

         факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

         чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

         активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

         особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта лнездоровья╗ (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

         сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

         научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

         научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

         сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

         сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

         дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

         дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

         обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

         сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

         сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

         научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

         сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы

 

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие обеды в урочное время 11.20-11.40, 12.20 Ц 12.40. Все учащиеся обеспечиваются бесплатным питанием. В рацион питания включены салаты из свежих овощей, натуральные соки, молочные блюда, рыба, мясо, выпечка. 

В школе работает  спортивный зал, имеется спортивная площадка, оборудованные  необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём,

В школе нет медицинского работника, но регулярно посещает врач  сельской участковой больницы и за школой закреплён медицинский работник . Проводятся прививки, контролируется питание, в летнее время проводится профилактическая работа с детьми школьной летней оздоровительной площадки. Раз в год учащиеся школы обследуются специалистами Апшеронской ЦРБ.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает  состав специалистов: учителя физкультуры, инспектор по охране прав детства, классные руководители,медицинский работник поселковой участковой больницы.

2. Использование возможностей УМК в образовательном процессе.

Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК 

Система учебников  формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом.

 В курсе лОкружающий мир╗ Ч это разделы: лЗдоровье и безопасность╗, лМы и наше здоровье╗, лНаша безопасность╗, лКак устроен мир╗, лПутешествия╗ (и учебный проект лПутешествуем без опасности╗), лЧему учит экономика╗ и др. и темы: лЧто вокруг нас может быть опасным?╗,  лЗачем мы спим ночью?╗, лПочему нужно есть много овощей и фруктов?╗, лПочему нужно чистить зубы и мыть руки?╗, лПочему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?╗, лПочему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?╗.

 При выполнении  упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют  разделы,  темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения. 

В курсе лТехнология╗ при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе

.

В курсе лФизическая культура╗ весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям  решается   в течение всего учебно-воспитательного процесса.

 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к органнизации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

 

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.  Используемый в школе учебно-методический комплекс содержит материал для регулярного проведения  учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения:  в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений  знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал,  связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осонбенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход  детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте) к учебной.

 

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

 

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

         полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

         рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

         организацию занятий по лечебной физкультуре;

         организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

         организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

         организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

         регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, уроков здоровья,  соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

 

 

5. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Система работы с родителями (законными представителями),направленная на повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей включает:

         проведение соответствующих лекций, семинаров, консультаций по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, выявления факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье.

         привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

 

Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы.

 

Конец формы

 

Hosted by uCoz