Пояснительная записка
По мере введения ФГОС и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения. Данная программа начинается с сентября 2011-2012 учебного года и будет реализовываться по мере «вхождения» во ФГОС 1-х классов последующих наборов учащихся.
Основная образовательная программа начального общего образования (ООП) МБОУСОШ № 30 программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса на ступени начального общего образования. Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), а также социального заказа родителей младших школьников.
ООП начального общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека младшего школьного возраста и нацелена на:
подготовку учащихся к обучению в основной школе;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);
формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, художественно-эстетической, технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;
развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.
Достижение этих целей предполагает:
побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
обучение навыкам общения и сотрудничества;
поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
расширение опыта самостоятельного выбора;
формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).
ООП начального общего образования опирается на возрастные особенности младших школьников.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка – с более раннего возраста.
На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:
смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);
формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);
выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду;
эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);
приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).
Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения.
Полноценным итогом начального развивающего обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.
Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:
учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);
индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
игровой деятельности (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
творческой и проектной деятельностях (художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
учебно–исследовательской деятельности;
трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Эти виды учебной деятельности в соответствии со Стандартом получают приоритетное развитие по сравнению с традиционными: восприятие рассказа учителя, участие во фронтальном опросе, выполнение проверочных работ и т.п.
Условия для реализации ООП, имеющиеся в школе, следующие:
К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, наличие эффективной научно - методической поддержки усилий учителей в совершенствовании образовательной деятельности, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, высокий уровень образовательной подготовки выпускников школы.
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии образовательного учреждения:
существенно возросла конкурентноспособность образовательного учреждения;
более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического потенциалов;
расширяются возможности использования информационной среды за счет освоения программного комплекса «электронный журнал»
наблюдается ежегодный рост удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе;
улучшается материально – техническая база ЭУК;
2. Целевые установки образовательного учреждения.
Начальный этап общего образования ставит в данном образовательном учреждении следующие стратегические цели:
сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;
подготовить младших школьников к обучению на следующей ступени образования через овладение учащимися основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;
развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;
обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.
Приоритетным для начальной ступени образования является создание базовых условий для формирования компетентностей, существенных для успеха в самых разных сферах жизни любого человека и общества. Обладание теми или иными компетентностями делает человека успешным в социуме социально, экономически и личностно.
Существенной особенностью компетентности является то, что внешние требования и
контекст ситуации учитываются ее обладателем наряду с собственными способностями
и склонностями. Компетентность включает в себя целый комплекс способностей,
навыков и знаний: продуктивное предметное мышление, двигательные и умственные
навыки, знания, интуицию, мотивацию, ценностные и этические ориентации,
социальные и поведенческие установки —
все то, что может быть мобилизовано для эффективного действия.
Создание условий для становления необходимых компетентностей может быть
обеспечено:
содержательной интеграцией разных предметных областей начального образования;
установлением необходимого баланса теоретической и практической составляющих содержания образования;
побуждением и поддержкой детских инициатив во всех видах деятельности;
информационными технологиями и как средства организации учебной работы, и как особый объект изучения (на интегративной основе);
обучением навыкам общения и сотрудничества;
поддержкой оптимистической самооценки школьников и уверенности в себе;
расширением опыта самостоятельного выбора в учебной и других видах деятельности;
формированием учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство)
Для достижения поставленных целей начального образования младший школьник имеет возможность в ходе реализации ООП решить следующие задачи:
освоить основы понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения;
научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам). Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов;
приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии и в социальных практиках;
приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.
Для достижения целей начального образования педагоги обязаны решить следующие задачи:
обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
способствовать освоению обучающимися высших форм игровой деятельности и создавать комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
формировать учебную деятельность младших школьников (организовывать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлять функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);
создавать условия для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов);
поддерживать детские инициативы и помогать в их осуществлении; обеспечивать презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;
создавать пространство для социальных практик младших школьников и приобщать их к общественно значимым делам.
Администрация образовательного учреждения обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей), как участников образовательного процесса, с:
Уставом МБОУСОШ № 30,
Положением о промежуточной и итоговой аттестации, и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса, их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающим ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.